Сегодня делимся тонкостями создания акварельных произведений.
Какую бумагу использовали художники для работы с акварелью в прошлом?
Любопытно, что основой для акварельных произведений могла служить не только бумага. Миниатюры, например, исполнялись на тонких костяных пластинах. От умения резчика зависело уникальное свойство кости – ее прозрачность. Эта особенность материала стала частью профессионального секрета, о котором знают немногие. Миниатюристы прибегали к изготовлению дополнительной подложки из золотой фольги. Свет, проникая сквозь тонкую основу, отражался от подложки, буквально оживляя портреты и имитируя естественный тон человеческой кожи моделей.
И все-таки, в первую очередь, развитие акварельной техники неразрывно связано с историей бумажного производства. Излюбленным материалом Петра Соколова, главного мастера акварельного портрета первой половины XIX века, стал бристольский картон – новинка того времени. Прочный и гладкий лист, способный отражать свет, подобно костяной пластине, как нельзя лучше подходил для создания портретов. Эти акварели отличались насыщенностью тонов и миниатюрной тонкостью деталей.
Новому подходу к работе акварелью, увлечению эстетикой акварельного пятна как такового, соответствовала появившаяся во второй половине XIX века бумага – торшон. Первоначально торшон отливался на сетке с крупными ячейками, в результате чего бумажная масса застывала с неравномерной толщиной и ярко выраженной фактурой. Позднее подобный эффект стали имитировать методом тиснения. Используя неровную основу торшона художник будто бы отпускает на волю акварельное пятно, позволяя краске растекаться в произвольном порядке и тем самым создавая самые невероятные образы. Таковы смелые по свободе исполнения сепийные пейзажи Исаака Левитана или же портрет оперной певицы Татьяны Любатович работы Михаила Врубеля.
Какую бумагу использовали художники для работы с акварелью в прошлом?
Любопытно, что основой для акварельных произведений могла служить не только бумага. Миниатюры, например, исполнялись на тонких костяных пластинах. От умения резчика зависело уникальное свойство кости – ее прозрачность. Эта особенность материала стала частью профессионального секрета, о котором знают немногие. Миниатюристы прибегали к изготовлению дополнительной подложки из золотой фольги. Свет, проникая сквозь тонкую основу, отражался от подложки, буквально оживляя портреты и имитируя естественный тон человеческой кожи моделей.
И все-таки, в первую очередь, развитие акварельной техники неразрывно связано с историей бумажного производства. Излюбленным материалом Петра Соколова, главного мастера акварельного портрета первой половины XIX века, стал бристольский картон – новинка того времени. Прочный и гладкий лист, способный отражать свет, подобно костяной пластине, как нельзя лучше подходил для создания портретов. Эти акварели отличались насыщенностью тонов и миниатюрной тонкостью деталей.
Новому подходу к работе акварелью, увлечению эстетикой акварельного пятна как такового, соответствовала появившаяся во второй половине XIX века бумага – торшон. Первоначально торшон отливался на сетке с крупными ячейками, в результате чего бумажная масса застывала с неравномерной толщиной и ярко выраженной фактурой. Позднее подобный эффект стали имитировать методом тиснения. Используя неровную основу торшона художник будто бы отпускает на волю акварельное пятно, позволяя краске растекаться в произвольном порядке и тем самым создавая самые невероятные образы. Таковы смелые по свободе исполнения сепийные пейзажи Исаака Левитана или же портрет оперной певицы Татьяны Любатович работы Михаила Врубеля.
230