6 апреля 1812
25 марта (6 апреля) 1812 г. в Москве в семье помещика И. Я. Яковлева и немки Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг родился Александр Иванович Герцен, русский писатель, философ, публицист, революционер; один из основателей Вольной русской печати (1853). Брак его родителей не был официально оформлен, поэтому Яковлев придумал сыну фамилию «Герцен» от немецкого слова Herz – «сердце».
В 1833 г. Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета. На взгляды молодого человека сильное влияние оказало движение декабристов, события Июльской революции во Франции 1830 г., Польского восстания 1830-1831 гг. Его сочинение «О месте человека в природе» (1832) показывает близкое знакомство автора с вопросами естествознания, идеями философских и социальных учений европейских философов А. де Сен-Симона, Ф. В. Й. Шеллинга, В. Кузена.
В Московском университете вокруг Герцена сложился кружок демократического направления, члены которого изучали политические учения и утопический социализм. В июле 1834 г. о деятельности нелегального кружка стало известно властям: вместе с некоторыми участниками кружка его глава был арестован и через год выслан в Пермь, а оттуда — в Вятку, где стал служить в губернской канцелярии. В конце 1837 г. ему разрешили переехать во Владимир. Спустя два года Герцен вернулся в Москву, затем переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. Но в июле 1841 г. за резкий отзыв в частном письме о полиции он был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении.
В годы ссылки идейные искания Герцена носили социально-религиозные формы, что нашло отражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839). Вернувшись из ссылки в июле 1842 г. и поселившись в Москве, он принял участие в борьбе славянофилов и западников, и до середины 1840-х г. являлся главой левого крыла западников.
В цикле своих статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), идя по пути осмысления единства природы и человека (материи и сознания), Герцен пытался обосновать закономерность движения человечества к неантагонистическому обществу. Философ считал, что, когда произойдёт слияние духа и материи, начнётся пора «сознательного деяния», которое он понимал как суть истинно человеческой деятельности. Литературу Герцен рассматривал как отражение общественной жизни и средство борьбы с самодержавием. Его произведение «Кто виноват?» (1841-1846) стало одним из первых русских социально-психологических романов, главный герой которого отражал философские идеалы самого автора.
В философских «Письмах об изучении природы» (1844-1845) Герцен развивал идею единства противоположностей, подчеркивал важность преодоления антагонизма между естествознанием и философией или, как он писал, между «эмпирией» и «идеализмом». Закономерность исторического развития он искал в объективных условиях жизни человеческого общества, а к противоречиям, лежащим в основе общественного развития, относил борьбу между привилегированными и угнетёнными классами, а также конфликты между личностью и средой.
В 1847 г. Герцен с семьёй переехал в Париж. Поражение революции 1848 г. во Франции, очевидцем и участником которой он был, привело его к пересмотру собственных философских взглядов. В 1849 г. он опубликовал статью «Россия», в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину, а в последующие годы начал разрабатывать теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В основу его теории легли идеи социалистического переустройства общества на основе крестьянской общины. С наибольшей полнотой его взгляды на русский исторический процесс были сформулированы в книге «О развитии революционных идей в России» (1850).
В 1849 г. Герцен переехал в Женеву, где принял участие в издании газеты французского публициста П. Ж. Прудона «Голос народа». В 1850 г. Герцен поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. Два года спустя он переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию. В начале 1850-х гг. писатель начал работать над автобиографическим произведением «Былое и думы».
В 1855 г. Герцен стал издавать альманах «Полярная звезда», получивший вскоре распространение и в России. В следующем году в Лондон к А. И. Герцену переехал его ближайший друг, поэт и публицист Н. П. Огарёв, с которым он приступил к изданию «Колокола» — первой русской революционной газеты. После крестьянской реформы (1861) в «Колоколе» были опубликованы статьи с резкой критикой половинчатости реформы, а также революционные прокламации. Распространение газеты в России способствовало сплочению оппозиционных сил и созданию революционной организации под названием «Земля и воля». В период Польского восстания в 1863-1864 гг. Герцен выступил в поддержку восставших, что оттолкнуло от «Колокола» значительную часть русских читателей, и тираж газеты сократился в несколько раз. В 1867 г. издание «Колокола» было прекращено.
Своеобразным теоретическим завещанием Герцена стала его последняя работа — письма «К старому товарищу» (1869), адресованные М. А. Бакунину и направленные против его призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту и полной свободе.
Александр Иванович Герцен скончался 9 (21) января 1870 г. в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах А. И. Герцена был перевезён в Ниццу.
#БелебейЦентральнаяБиблиотека
25 марта (6 апреля) 1812 г. в Москве в семье помещика И. Я. Яковлева и немки Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг родился Александр Иванович Герцен, русский писатель, философ, публицист, революционер; один из основателей Вольной русской печати (1853). Брак его родителей не был официально оформлен, поэтому Яковлев придумал сыну фамилию «Герцен» от немецкого слова Herz – «сердце».
В 1833 г. Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета. На взгляды молодого человека сильное влияние оказало движение декабристов, события Июльской революции во Франции 1830 г., Польского восстания 1830-1831 гг. Его сочинение «О месте человека в природе» (1832) показывает близкое знакомство автора с вопросами естествознания, идеями философских и социальных учений европейских философов А. де Сен-Симона, Ф. В. Й. Шеллинга, В. Кузена.
В Московском университете вокруг Герцена сложился кружок демократического направления, члены которого изучали политические учения и утопический социализм. В июле 1834 г. о деятельности нелегального кружка стало известно властям: вместе с некоторыми участниками кружка его глава был арестован и через год выслан в Пермь, а оттуда — в Вятку, где стал служить в губернской канцелярии. В конце 1837 г. ему разрешили переехать во Владимир. Спустя два года Герцен вернулся в Москву, затем переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. Но в июле 1841 г. за резкий отзыв в частном письме о полиции он был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении.
В годы ссылки идейные искания Герцена носили социально-религиозные формы, что нашло отражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839). Вернувшись из ссылки в июле 1842 г. и поселившись в Москве, он принял участие в борьбе славянофилов и западников, и до середины 1840-х г. являлся главой левого крыла западников.
В цикле своих статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), идя по пути осмысления единства природы и человека (материи и сознания), Герцен пытался обосновать закономерность движения человечества к неантагонистическому обществу. Философ считал, что, когда произойдёт слияние духа и материи, начнётся пора «сознательного деяния», которое он понимал как суть истинно человеческой деятельности. Литературу Герцен рассматривал как отражение общественной жизни и средство борьбы с самодержавием. Его произведение «Кто виноват?» (1841-1846) стало одним из первых русских социально-психологических романов, главный герой которого отражал философские идеалы самого автора.
В философских «Письмах об изучении природы» (1844-1845) Герцен развивал идею единства противоположностей, подчеркивал важность преодоления антагонизма между естествознанием и философией или, как он писал, между «эмпирией» и «идеализмом». Закономерность исторического развития он искал в объективных условиях жизни человеческого общества, а к противоречиям, лежащим в основе общественного развития, относил борьбу между привилегированными и угнетёнными классами, а также конфликты между личностью и средой.
В 1847 г. Герцен с семьёй переехал в Париж. Поражение революции 1848 г. во Франции, очевидцем и участником которой он был, привело его к пересмотру собственных философских взглядов. В 1849 г. он опубликовал статью «Россия», в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину, а в последующие годы начал разрабатывать теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В основу его теории легли идеи социалистического переустройства общества на основе крестьянской общины. С наибольшей полнотой его взгляды на русский исторический процесс были сформулированы в книге «О развитии революционных идей в России» (1850).
В 1849 г. Герцен переехал в Женеву, где принял участие в издании газеты французского публициста П. Ж. Прудона «Голос народа». В 1850 г. Герцен поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. Два года спустя он переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию. В начале 1850-х гг. писатель начал работать над автобиографическим произведением «Былое и думы».
В 1855 г. Герцен стал издавать альманах «Полярная звезда», получивший вскоре распространение и в России. В следующем году в Лондон к А. И. Герцену переехал его ближайший друг, поэт и публицист Н. П. Огарёв, с которым он приступил к изданию «Колокола» — первой русской революционной газеты. После крестьянской реформы (1861) в «Колоколе» были опубликованы статьи с резкой критикой половинчатости реформы, а также революционные прокламации. Распространение газеты в России способствовало сплочению оппозиционных сил и созданию революционной организации под названием «Земля и воля». В период Польского восстания в 1863-1864 гг. Герцен выступил в поддержку восставших, что оттолкнуло от «Колокола» значительную часть русских читателей, и тираж газеты сократился в несколько раз. В 1867 г. издание «Колокола» было прекращено.
Своеобразным теоретическим завещанием Герцена стала его последняя работа — письма «К старому товарищу» (1869), адресованные М. А. Бакунину и направленные против его призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту и полной свободе.
Александр Иванович Герцен скончался 9 (21) января 1870 г. в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах А. И. Герцена был перевезён в Ниццу.
#БелебейЦентральнаяБиблиотека
250