9 октября 1874
27 сентября (9 октября) 1874 года родился Николай Константинович Рерих, ревнитель русской старины, выдающийся художник и мыслитель, подвижник культуры всемирного масштаба, творчество которого представляет исключительное явление в истории русского и мирового искусства.
Н. К. Рерих родился в Санкт-Петербурге в семье нотариуса Константина Фёдоровича и Марии Васильевны (урождённой Калашниковой). Во время учёбы в гимназии Карла Мая (1883–1893) начал проявлять интерес к живописи, археологии и истории. В 1893 году по настоянию отца поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета (1893–1898). Одновременно учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств и занимался в студии профессора А. И. Куинджи (1893–1897), а также посещал лекции на историко-филологическом факультете университета.
Будучи студентом, Н. К. Рерих вступил в Императорское Русское археологическое общество и начал принимать деятельное участие в археологических раскопках. Его влекли далёкие времена начала Руси и славянской истории, языческая древность и древнерусские предания. Под их влиянием он создал картины «Утро богатырства Киевского» (1895) и «Вечер богатырства Киевского» (1896), однако всеобщее признание как художник получил в 1897 году с полотном «Гонец. Восста род на род». Работа была представлена на выпускном экзамене в Академии художеств, получила высокую оценку и была приобретена П. М. Третьяковым за 800 рублей. К раннему этапу творчества Н. К. Рериха, в котором нашли отражение древнерусские мотивы, проявился самобытный характер художника и его глубокое знание исторического материала, также относятся картины «Сходятся старцы» (1898), «Заморские гости» (1901), «Идолы» (1901), «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Дозор» (1905) и другие.
В 1901 году Н. К. Рерих стал секретарём Императорского общества поощрения художников, а в 1906 году – директором Рисовальной школы при обществе. Много путешествовал по историческим местам России, изучая древние памятники. В 1909 году избран академиком Императорской Академии художеств, в 1910 году возглавил художественное объединение «Мир искусства». Н. К. Рерих видел своей целью привить русскому обществу интерес к наследию Древней Руси, которую сравнивал с «неотпитой чашей». В 1910–1914 годах редактировал многотомное издание «История русского искусства» И. Э. Грабаря, в 1914 году выступил редактором и соавтором сборника «Русская икона». В 1915 году Н. К. Рерих сделал доклад императору Николаю II о необходимости государственной охраны исторических памятников России.
Как художник много работал в области станковой, монументальной (фрески и мозаика) и театрально-декорационной живописи. В частности, в его сценическом оформлении с большим успехом прошли представления в рамках знаменитых «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже в 1909–1913 годах – тогда Н. К. Рерих был одним из самых известных русских художников в Европе. С 1905 года в его творчестве начали проявляться восточные мотивы, связанные с интересом к философии Востока: «Девассари Абунту» (1905), «Девассари Абунту с птицами» (1906), «Граница царства» (1916) и другие.
В 1916 году из-за болезни Н. К. Рерих вместе с семьёй переехал в Великое княжество Финляндское. В результате революционных событий 1917 года и закрытия границы оказался отрезанным от Родины. С этого времени начался его эмигрантский период. До 1919 года художник жил и работал в Выборге, выставлялся в Швеции, Дании и Финляндии, затем переехал в Лондон. С 1920 по 1923 год по предложению директора Чикагского института искусств провёл в США успешное выставочное турне. В этот период читал лекции о русском искусстве, открыл в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединённых искусств» (1921) для объединения человечества на основе культуры, создал Международный культурный центр Corona Mundi («Венец Мира») (1922), основал издательство Alatas («Алатас») (1923).
В 1923 году уехал из США, чтобы воплотить давнюю мечту – посетить Индию. В 1924–1928 и 1934–1935 годах совершил научно-исследовательские экспедиции по Центральной и Восточной Азии, в ходе которых собрал ценные археологические и этнографические материалы. Для их обработки в 1928 году в Нью-Йорке был основан Институт гималайских исследований, а в 1929 году в долине Кулу в Северной Индии – Институт Урусвати (от санскритского слова, означающего «утренняя заря»). Творческим и духовным итогом путешествий стали многочисленные картины (в частности, серии полотен «Гималаи», «Майтрейя», «Учителя Востока»), а также книги, в которых отразились духовно-философские искания Н. К. Рериха: «Алтай – Гималаи» (1929), «Сердце Азии» (1929), «Шамбала» (1930).
С 1920-х годов Н. К. Рерих много сил отдавал просветительской и общественной деятельности. В 1928 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготовил проект Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, ставшего известным как Пакт Рериха. В 1954 году документ лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта».
С 1936 года Н. К. Рерих направлял официальные обращения советскому правительству с просьбой о возвращении на Родину, которые оставались без ответа. Изначально художник негативно отнёсся к большевикам, однако в начале 1920-х годов изменил своё отношение к коммунизму. В 1926 году он передал СССР ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина» (в индуизме – уважительное обращение к высокодуховной личности) и картину «Гора Ленина». В годы Великой Отечественной войны Н. К. Рерих направлял деньги, вырученные от продажи картин, в фонд советского Красного Креста и Красной армии. В этот период он создал ряд картин с образами военной русской истории: «Поход Игоря» (1942), «Александр Невский» (1942), «Победа» (1942), «Партизаны» (1943).
Н. К. Рерих скончался 13 декабря 1947 года в Индии в селении Наггар. На месте кремации «Махариши Николая Рериха, великого друга Индии» в долине Кулу установлен памятный знак.
#БелебейЦентральнаяБиблиотека
27 сентября (9 октября) 1874 года родился Николай Константинович Рерих, ревнитель русской старины, выдающийся художник и мыслитель, подвижник культуры всемирного масштаба, творчество которого представляет исключительное явление в истории русского и мирового искусства.
Н. К. Рерих родился в Санкт-Петербурге в семье нотариуса Константина Фёдоровича и Марии Васильевны (урождённой Калашниковой). Во время учёбы в гимназии Карла Мая (1883–1893) начал проявлять интерес к живописи, археологии и истории. В 1893 году по настоянию отца поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета (1893–1898). Одновременно учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств и занимался в студии профессора А. И. Куинджи (1893–1897), а также посещал лекции на историко-филологическом факультете университета.
Будучи студентом, Н. К. Рерих вступил в Императорское Русское археологическое общество и начал принимать деятельное участие в археологических раскопках. Его влекли далёкие времена начала Руси и славянской истории, языческая древность и древнерусские предания. Под их влиянием он создал картины «Утро богатырства Киевского» (1895) и «Вечер богатырства Киевского» (1896), однако всеобщее признание как художник получил в 1897 году с полотном «Гонец. Восста род на род». Работа была представлена на выпускном экзамене в Академии художеств, получила высокую оценку и была приобретена П. М. Третьяковым за 800 рублей. К раннему этапу творчества Н. К. Рериха, в котором нашли отражение древнерусские мотивы, проявился самобытный характер художника и его глубокое знание исторического материала, также относятся картины «Сходятся старцы» (1898), «Заморские гости» (1901), «Идолы» (1901), «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Дозор» (1905) и другие.
В 1901 году Н. К. Рерих стал секретарём Императорского общества поощрения художников, а в 1906 году – директором Рисовальной школы при обществе. Много путешествовал по историческим местам России, изучая древние памятники. В 1909 году избран академиком Императорской Академии художеств, в 1910 году возглавил художественное объединение «Мир искусства». Н. К. Рерих видел своей целью привить русскому обществу интерес к наследию Древней Руси, которую сравнивал с «неотпитой чашей». В 1910–1914 годах редактировал многотомное издание «История русского искусства» И. Э. Грабаря, в 1914 году выступил редактором и соавтором сборника «Русская икона». В 1915 году Н. К. Рерих сделал доклад императору Николаю II о необходимости государственной охраны исторических памятников России.
Как художник много работал в области станковой, монументальной (фрески и мозаика) и театрально-декорационной живописи. В частности, в его сценическом оформлении с большим успехом прошли представления в рамках знаменитых «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже в 1909–1913 годах – тогда Н. К. Рерих был одним из самых известных русских художников в Европе. С 1905 года в его творчестве начали проявляться восточные мотивы, связанные с интересом к философии Востока: «Девассари Абунту» (1905), «Девассари Абунту с птицами» (1906), «Граница царства» (1916) и другие.
В 1916 году из-за болезни Н. К. Рерих вместе с семьёй переехал в Великое княжество Финляндское. В результате революционных событий 1917 года и закрытия границы оказался отрезанным от Родины. С этого времени начался его эмигрантский период. До 1919 года художник жил и работал в Выборге, выставлялся в Швеции, Дании и Финляндии, затем переехал в Лондон. С 1920 по 1923 год по предложению директора Чикагского института искусств провёл в США успешное выставочное турне. В этот период читал лекции о русском искусстве, открыл в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединённых искусств» (1921) для объединения человечества на основе культуры, создал Международный культурный центр Corona Mundi («Венец Мира») (1922), основал издательство Alatas («Алатас») (1923).
В 1923 году уехал из США, чтобы воплотить давнюю мечту – посетить Индию. В 1924–1928 и 1934–1935 годах совершил научно-исследовательские экспедиции по Центральной и Восточной Азии, в ходе которых собрал ценные археологические и этнографические материалы. Для их обработки в 1928 году в Нью-Йорке был основан Институт гималайских исследований, а в 1929 году в долине Кулу в Северной Индии – Институт Урусвати (от санскритского слова, означающего «утренняя заря»). Творческим и духовным итогом путешествий стали многочисленные картины (в частности, серии полотен «Гималаи», «Майтрейя», «Учителя Востока»), а также книги, в которых отразились духовно-философские искания Н. К. Рериха: «Алтай – Гималаи» (1929), «Сердце Азии» (1929), «Шамбала» (1930).
С 1920-х годов Н. К. Рерих много сил отдавал просветительской и общественной деятельности. В 1928 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготовил проект Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, ставшего известным как Пакт Рериха. В 1954 году документ лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта».
С 1936 года Н. К. Рерих направлял официальные обращения советскому правительству с просьбой о возвращении на Родину, которые оставались без ответа. Изначально художник негативно отнёсся к большевикам, однако в начале 1920-х годов изменил своё отношение к коммунизму. В 1926 году он передал СССР ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина» (в индуизме – уважительное обращение к высокодуховной личности) и картину «Гора Ленина». В годы Великой Отечественной войны Н. К. Рерих направлял деньги, вырученные от продажи картин, в фонд советского Красного Креста и Красной армии. В этот период он создал ряд картин с образами военной русской истории: «Поход Игоря» (1942), «Александр Невский» (1942), «Победа» (1942), «Партизаны» (1943).
Н. К. Рерих скончался 13 декабря 1947 года в Индии в селении Наггар. На месте кремации «Махариши Николая Рериха, великого друга Индии» в долине Кулу установлен памятный знак.
#БелебейЦентральнаяБиблиотека
446