Как помочь ребенку пережить боль утраты
Разлука с семьей по любым причинам для ребенка - большой стресс.
Причины, по которым он попадает в ЦССВ, могут быть разными. Ребенку приходится пережить многочисленные потери и утраты: ограничение в общении с кровными родственниками или их полное отсутствие, смерть близких людей, расставание с семьей, соседями, учителями, одноклассниками и друзьями,перемена привычного образа жизни и др.
Даже если ребенок из неблагополучной семьи, он все равно скучает и переживает. Каждый проживает свое горе по-разному, но каждый при этом проходит несколько этапов горевания, в которых таится определённый смысл.
1. Шок/отрицание. Эмоциональный шок, когда ребенок не верит, что это по-настоящему.Рекомендация Наставникам.
Ребенку необходимо дать возможность выразить свои чувства, прочувствовать и присвоить боль утраты; важно оказать поддержку, чтобы ребенок знал, что его переживания нормальны. Если захочет рассказать, выслушивать и сопереживать, дать возможность выплакаться…
2. На этапе гнева ребенок стремится обвинить кого-то в случившемся. Если гнев не прожит ребенком, он впоследствии становится источником депрессивных реакций (плача, тоски).
Рекомендации Наставникам.
Купировать гневные реакции можно, обнимая ребенка, давая понять, что здесь и сейчас он в безопасности. При этом необходимо говорить слова поддержки: «я с тобой, я буду рядом с тобой, вместе мы справимся».
Можно предложить ребенку специальные упражнения, которые помогут ребенку выразить гнев. Упражнения «Нарисуй свое горе», «Нарисуй свой гнев», «Письмо обидчику», «Письмо горю».
3. На этапе сделки/ компромисса на смену злобе приходит осознание утраты и смирения с ней. Происходит принятие утраты разумом.
Рекомендации Наставникам.
Взрослому необходимо обсуждать с ребенком позитивные перемены, которые произошли в жизни младшего за последнее время, развивать его интересы, искать новые позитивные виды деятельности.
4. На этапе отчаяния обостряется тоска по утраченному, ребенок хочет вернуться в прошлое. Обычно это иррациональное желание не осознается, что делает переживания еще глубже. Это период принятия утраты чувством.
Рекомендации Наставникам.
Необходимо объяснить ребенку, что его тоска по дому естественна, помочь смириться с утратой, найти слова утешения. Продолжать общаться с ребенком, выслушивать его.
5. На этапе принятия, адаптации начинается развитие новой идентичности, осознание себя в новых обстоятельствах, принятие новых отношений.
Рекомендации Наставникам.
Обсуждать с ребенком планы на будущее, планировать профессию. Создавать положительную реальность. Поддержка Наставника во многом определит, как ребенок будет переживать подобные эмоциональные реакции в будущем, поможет разобраться в себе и окружающем мире.
Если и ты готов быть рядом и давать опору детям, присоединяйся https://bit.ly/3JS5pnq!
_______________
Пост подготовила психолог проекта в г.Белебей Альбина Галимова
Разлука с семьей по любым причинам для ребенка - большой стресс.
Причины, по которым он попадает в ЦССВ, могут быть разными. Ребенку приходится пережить многочисленные потери и утраты: ограничение в общении с кровными родственниками или их полное отсутствие, смерть близких людей, расставание с семьей, соседями, учителями, одноклассниками и друзьями,перемена привычного образа жизни и др.
Даже если ребенок из неблагополучной семьи, он все равно скучает и переживает. Каждый проживает свое горе по-разному, но каждый при этом проходит несколько этапов горевания, в которых таится определённый смысл.
1. Шок/отрицание. Эмоциональный шок, когда ребенок не верит, что это по-настоящему.Рекомендация Наставникам.
Ребенку необходимо дать возможность выразить свои чувства, прочувствовать и присвоить боль утраты; важно оказать поддержку, чтобы ребенок знал, что его переживания нормальны. Если захочет рассказать, выслушивать и сопереживать, дать возможность выплакаться…
2. На этапе гнева ребенок стремится обвинить кого-то в случившемся. Если гнев не прожит ребенком, он впоследствии становится источником депрессивных реакций (плача, тоски).
Рекомендации Наставникам.
Купировать гневные реакции можно, обнимая ребенка, давая понять, что здесь и сейчас он в безопасности. При этом необходимо говорить слова поддержки: «я с тобой, я буду рядом с тобой, вместе мы справимся».
Можно предложить ребенку специальные упражнения, которые помогут ребенку выразить гнев. Упражнения «Нарисуй свое горе», «Нарисуй свой гнев», «Письмо обидчику», «Письмо горю».
3. На этапе сделки/ компромисса на смену злобе приходит осознание утраты и смирения с ней. Происходит принятие утраты разумом.
Рекомендации Наставникам.
Взрослому необходимо обсуждать с ребенком позитивные перемены, которые произошли в жизни младшего за последнее время, развивать его интересы, искать новые позитивные виды деятельности.
4. На этапе отчаяния обостряется тоска по утраченному, ребенок хочет вернуться в прошлое. Обычно это иррациональное желание не осознается, что делает переживания еще глубже. Это период принятия утраты чувством.
Рекомендации Наставникам.
Необходимо объяснить ребенку, что его тоска по дому естественна, помочь смириться с утратой, найти слова утешения. Продолжать общаться с ребенком, выслушивать его.
5. На этапе принятия, адаптации начинается развитие новой идентичности, осознание себя в новых обстоятельствах, принятие новых отношений.
Рекомендации Наставникам.
Обсуждать с ребенком планы на будущее, планировать профессию. Создавать положительную реальность. Поддержка Наставника во многом определит, как ребенок будет переживать подобные эмоциональные реакции в будущем, поможет разобраться в себе и окружающем мире.
Если и ты готов быть рядом и давать опору детям, присоединяйся https://bit.ly/3JS5pnq!
_______________
Пост подготовила психолог проекта в г.Белебей Альбина Галимова
1303